"В гостях у Мустая Карима"

(поэтическая гостиная)

Вед.1: Детство – ежечасное открытье,

Детство – неустанная мечта,

То шагнёт вперёд, как лев бесстрашный,

То зайчонком – прыг из-под куста.

Биограф: В моём детстве школа была единственным местом в ауле, где сосредотачивалось всё: библиотека. Читальня, клуб… Это был центр жизни. Из воспоминаний Мустая Карима.

Вспоминаю, как пошёл первый день в школу. Это было в начале сентября. Шёл босиком: на траве покрытой росой, оставались следы от моих голых пяток.

Вед.2: Он учился хорошо. Дело, конечно, не в сознательности. Просто стыдно было плохо учиться перед учителями, учениками и родителями.

Биограф: Самую большую обиду в школе оставил такой случай. Рядом со мной сидел Анвар-непоседа. Он постоянно ёрзал за партой и безобразничал. Учитель дважды сделал ему замечание, но бесполезно. Доведённый до крайности, учитель запустил в него мелом, но не рассчитал, и кусок мела угодил мне в лоб. После этого у меня в душе остался горький осадок.

Вед.1: В 14 лет Мустафу приняли в комсомол и выбрали секретарём комсомольской организации школы и колхоза. Став комсомольцем, он сразу повзрослел.

Биограф: В 1935 году 70-летний отец привёз меня – 16 летнего стихотворца, который уже успел опубликовать в республиканской детской и молодёжной печати несколько стихотворений и коротких поэм в Уфу на учёбу. Вступительные экзамены в Башпедрабфак были, видимо. Не очень строгими. Ибо 112 ошибок на 100 слов в диктанте по русскому языку ничуть не помешали мне быть зачисленным сразу на второй курс.

Вед.2: А до этого в его семье произошли два печальных события. В начале зимы умерла Старшая мать. За день до смерти она созвала всех детей и молча погладила каждого по голове. Ушла из многолюдного дома женщина, и дом опустел. Вдобавок их маленький сын Ильяс каждый день взбирался на крышу сарая и, глядя в сторону кладбища, звал: «Вернись же, Старшая мать, вернись!». Спустя два месяца, вмешавшись ночью в уличную драку, случайно погиб старший брат Муртаза. Боль этих утрат долго, очень долго не покидала Мустафу. Лишь шумная студенческая жизнь мало-помалу отдаляла его от печальных воспоминаний.

Вед.1: Вскоре с четырьмя тетрадями стихов он предстал перед судом секции поэтов. Обсуждение было благожелательное, хотя добрую половину его писаний советовали просто выбросить, что он и сделал. Из уцелевших после прочёсывания стихов предложили составить книжку, которая вышла в 1938 году. До войны он успел написать ещё одну книгу стихов. Сигнальный экземпляр сборника он получил за день до выпускного вечера в институте – последнего вечера мира. На рассвете началась война.

Вед.2: А через две недели после начала войны, выпускников института, вызвали на сборный пункт и на утро отправили в направлении Москвы в разные военные учебные заведения.

В стихотворении «Я ухожу на фронт» любовь к родине вырастает из конкретной любви к маленькому сыну, к отцу, к девушкам родного края, из любви к великому, родному Уралу, своей национальной истории.

(Чтец читает стихотворение «Я ухожу на фронт»)

Вед.1: Поняв душой поэта, прежде всего, а спустя время и на горьком опыте приобщения к тяжкому и кровавому опыту военной страды, что даже самым громким голосом не перекричать её канонаду. Он избирает интонацию доверительного разговора с читателем, манеру беседы в приглушённой тиши землянки. Отсюда и обострённый интерес в его поэзии военных лет. Вот, ставшее хрестоматийным стихотворение «Дождь».

(Чтец читает стихотворение «Дождь»)

Вед.2: Задумываясь о героической судьбе своего народа, прошедшего огни и воды, гордясь его прошлым и настоящим, Мустай Карим бережно, как святыни, касается слова «народ». Любовь к земле и человеку, верность им – вот корни творчества Мустая Карима:

И в ясный день, и вечером морозным,

Чернее сумрак или зной лютей,

Я путь определяю не по звёздам,

А - ка по звёздам - по глазам людей,

По радостным, печальным и серьёзным.

Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.

Вед.1: Только умеющий прятать свои печали, открыто и искренне радоваться счастью других способен проникнуть в духовную сокровищницу своего народа, смотреть на мир его глазами.

В стихотворении Мустая Карима «Горы» есть такие строки: «И горы как люди: чем выше, тем круче и резче судьба». Такова и судьба поэта. Хоть он часто печалится, ему не дают покоя сомнения и тревоги, поэт всегда выше жалоб и мелочности. И когда судьба взваливает на его плечи непомерную тяжесть, Мустай Карим очень редко вспоминает о своих ранах.

Вед.2 Он воплотил в себе величие и скромность, гордость терпение народа. Он может быть суровым, как воин, и нежным , как влюблённый. Его поэзия рождается от слияния страдания и восхищения, Мужества и нежности, горя и печали, из столкновения добра и зла.

(Чтец читает стихотворение «Незабудка»)

Вед.1: творчество Мустая Карима исполнено любви, света и того, что башкиры называют непереводимым словом «мон», - это и душевность и напевность. С одной строки его стихов загораются сердце и ум.

(Чтец читает стихотворение на баш. яз. «Осенняя Дёма»)

Вед.1: При переводе на другой язык нельзя передать всю прелесть и обаяние этих поэтических строк.

Вед.2: Мустай Карим – прозаик… Мустай Карим – детский писатель… Мустай Карим – публицист… и в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.

Его статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью всегда читаешь с таким же интересом, как и его новые произведения, и они никогда не оставляют равнодушным никого. Глубокие мысли, заключённые в них, волнуют каждого.

Вед.1: Велика заслуга Мустая Карима в поэтическом изображении исторической судьбы народа в прошлом и настоящем, в донесении её до своего читателя, до братских народов, до зарубежных стран. Его произведения отдельными книгами увидели свет во всех бывших союзных и многих автономных республиках, а также за рубежом. Далеко от Башкирии с уважением говорят о нашей литературе, растёт число её читателей. Только творчество, любимое собственным народом, может пройти такое ответственное испытание у других народов.

(Чтец читает стихотворение «Я белый лист кладу перед собой»)

Вед.2: Мустай Карим – важное явление в масштабе всей мировой литературы. Он смело берется за интерпретацию таких образов мировой классики, как Прометей, мастерски связывает общечеловеческие сюжеты и темы с проблемами современности.

Начиная с 7-8 веков до нашей эры, о Прометее писали Гесиод, Эсхил, Эзоп, Боккаччо и мн. др. У каждого свой взгляд, свой Прометей. Можно понять, какая трудность ожидает художника, решившегося взяться за эту тему.

Вед.1: Трагедия Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!» писалась в тревожное время, когда со всей остротой встала проблема ответственности человека перед миром, когда вопрос о будущем человечества достиг своего наивысшего напряжения.

Историю похищения огня с неба Прометеем, передаваемую из века в век, Мустай Карим толкует по-новому, новаторски. Ещё до завершения трагедии автор так определял свою цель: «Мне хочется переосмыслить по своему образу Прометея, легенду о нём. Меня интересует такая проблема: как приняли люди огонь, дарованный героям? В древнем сказании об этом ни чего не говорится. А, по-моему, это очень важно – отношение людей к идее, к идеалу, к мечте».

Вед.2: Своеобразным явлением стали такие его повести, как «Долгое-долгое детство» и «Помилование», в которых талант писателя засверкал новыми красками.

И в прозе Мустай Карим остаётся поэтом. В повести «Долгое-долгое детство» главные героине могут довольствоваться обычной будничной жизнью, а живут высокой мечтой. Они наши современники, их опаляют огни нашего века, и в тоже время они, как легендарные Юсуф и Зулейха, вдохновляют, зовут нас к прекрасному. И язык этой прозы поэтичен, задушевен, звучен.

Вед.1: Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарён одной большой любовью. Душа этой удивительной любви – Башкортостан.

(Чтец читает стихотворение «Мой край, возлюбленный навеки!»)

 

Список использованной литературы:

1. Карим Мустай. Собр. соч.. В 3-х т. Т.3. Долгое-долгое детство: Повесть; Притча о трёх братьях; Статьи, воспоминания, беседы. М.: Худож. лит., 1983.

2. Карим Мустай. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Трагедии. – М.: Худож. лит, 1973.

3. Карим Мустай. Родина, хлеб, любовь: Стихи и поэмы. – М.: Воениздат, 1985.

4. Карим Мустай. Четыре времени любви: Стихи. – Уфа: Башкнигоиздат, 1980.

5. Ильяс Валеев. Мустай Карим: воин, поэт, гражданин. – М.: Герои Отечества, 2004.

6. Мустай Карим: Жизнь и творчество. – Уфа: Китап, 2000.

7. Карим Мустай. Детство ежечасное открытье… // Уфимская жизнь, 2003, октябрь-декабрь.

 

Составитель: Бугвина Ю.Г. , заведующая ОМО МУК МЦБ, 2008 год.

Оставить комментарий

Комментарии: 0
Продлить книгу

ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности. Читать подробнее... 

Рейтинг@Mail.ru